Что такое сальники клапанов и для чего они нужны

Сальники клапанов служат для защиты камеры сгорания от попадания масла через зазор между стержнем клапана и направляющими втулками клапанов.

По мере износа или по причине перегрева двигателя, кромки сальников теряют свою эластичность и утрачивают способность снимать излишки масла со стержня клапана. Это приводит к тому, что масло начинает попадать в камеру сгорания, где сгорает. Получившаяся от его сгорания окалина попадает в цилиндры двигателя, ускоряя износ цилиндро- поршневой группы и поэтому требуется замена сальников клапанов.
Признаками, служащими для определения износа сальников клапанов, служат:

  • дымность выхлопа не прогретого двигателя;
  • повышенный расход масла;
  • замасленная резьбовая часть свечи зажигания.

При обслуживании двигателя, во время операции по регулировке клапанов, следы износа сальников клапанов, можно заметить на постели распредвала. Это будут ленточные черные следы сгоревшего масла, как раз над тем клапаном, где идет интенсивный прорыв масла. Если присутствуют все эти признаки, то требуется замена сальников клапанов.

Замена сальников клапанов в Киеве

Замена сальников, в таких случаях, должна быть проведена в максимально короткие сроки, чтобы свести до минимума отрицательное действие на ЦПГ присутствия масла в камере сгорания.

Для замены необходимо купить сальники клапанов только известных вам производителей и ни в коем случае не экономить на цене. Дешевые сальники, как правило, выполнены кустарным способом или с явным нарушением технологии.

Выбор сальников

При выборе сальников вы должна знать одну особенность, которая гарантирует качество их изготовления. Производитель, для защиты своего товара от подделки, на каждый из сальников, ставит свой 4-х значный номер, не совпадающий с номерами на других сальниках из одного комплекта.

Также в наборе должна быть хотя бы одна предохраняющая гильза, выполненная из тонкого пластика. Эти гильзы служат для предохранения рабочей кромки сальника, во время опускания его по клапану через круговой паз под сухари клапанов, во время операции по замены сальников.

В зависимости от типа двигателя, замена сальников клапанов, проводится либо без снятия головки блока, либо с обязательным снятием. Рассмотрим процедуру замены маслосъемных колпачков на примере автомобиля ВАЗ, где не требуется снятия головки блока цилиндров.
Подготовительные операции:

  •  снять крышку клапанов;
  •  выставить двигатель по меткам;
  • отдать болт крепления звездочки распределительного вала;
  • снять звездочку распредвала вместе с цепью;
  • отдать гайки крепления постели распредвала и снять ее;
  • снять (складывая по порядку) рокера и пружины, начиная с 1-цилиндра.

Рассухаривания клапанов

Далее необходимо выполнить операцию рассухаривания клапанов, на которой мы остановимся отдельно.

Перед рассухариванием необходимо вывернуть все свечи, для того чтобы можно было поддерживать клапан во время сжатия его пружин. На клапане находится две пружины:

  1. внутренняя с меньшим шагом;
  2. наружная пружина с большим шагом витка (витки пружин, навиты в разные стороны, чтобы они при поломке не смогли попасть друг в друга).

Для рассухаривания понадобится поддержка клапана, которую можно изготовить из любого железного прутка, диаметром примерно 8 мм. Поддержка должна по форме напоминать разогнутую немного букву «Г». Коротким плечом она вставляется в свечное отверстие и подводится под тарелку клапана.

Нужно будет предварительно потренироваться несколько раз, каждый раз проверяя, что попали под клапан.

Далее необходим съемник клапанов, служащий для сжатия пружин и рассухаривания клапанов.

Сухарь клапана

Так как перед началом работы двигатель выставлялся по меткам, то сейчас 1 и 4 цилиндры находятся в верхней мертвой точке ( т.е. в верхней части цилиндра) и с клапанов этих цилиндров мы и начнем рассухаривание. Не забудьте при этом закрыть куском ветоши проем под цепь, так как туда могут «заскочить» сухари клапанов.

Распологаем съемник над пружиной первого клапана (начиная от звездочки распредвала, это будет выпускной клапан 1 цилиндра) и заводим захват съемника между регулировочными стойками первого цилиндра и нажимаем на пружину. Так как клапан в цилиндре поджат нашей вставкой, то он не может уйти вниз и пружины сжимаются отдельно от стержня клапана, освобождая сухари.

 

установка сухарей

Оставляем съемник в нажатом состоянии и пинцетом или тонкой отверткой сдвигаем сухари клапанов, если они не отошли сами от стержня клапана и уменьшаем нажим съемника, постепенно полностью его отпустив. Снимаем пружины вместе с тарелкой и сухарями. Если сухари не выходят вместе с пружиной и тарелкой , то снова нажимает пружину и вытаскиваем сухари пинцетом.

Аналогично поступаем с пружинами клапанов — 2, 7 и 8, не забывая при этом переставлять подпор в цилиндре под клапан. и меняем маслоотражательные колпачки на этих клапанах. Заменив сальники указанных клапанов, ставим на место их пружины и засухариваем клапана.

Затем провернув коленвал на полоборота рассухариваем -3.4.5.6 клапана и меняем сальники этих клапанов.
Процесс засухаривания
Ставим подпор под очередной клапан и собранный комплект (пружины. тарелка и сухари) устанавливаем на стержень клапана и нажимаем на пружину съемником. Здесь нужна некоторая сноровка и аккуратность, так как сорвавшийся съемник обычно «раскидывает» сухари клапанов, которые потом приходится долго искать и не всегда поиск заканчивается удачно.

Поэтому, заранее, приготовьте 3-5 запасных сухарей и вы сможете выйти из положения.

Сдавив пружину до состояния когда покажется стержень клапана , аккуратно ножной тонкого пинцета подводите сухарь под прорезь на клапане и затем второй и отпускаете съемник. Подобную процедуру повторяете на всех клапанах. Засухаренные клапана необходимо простучать сверху несильными ударами молотка для того, чтобы сухари заняли свое правильное положение.

Направляющие втулки клапанов выполнены, как правило, из метало — керамики и очень хрупкие, поэтому старые сальники клапанов безопаснее всего снимать специальным съемником, цангового типа.

Установка сальника клапанов

При установке сальников клапанов, всегда используйте предохранительную гильзу и напрессовывайте новый сальник только специальной оправкой. Гильзу и сам новый сальник смажьте каплей масла для более легкой его посадки на направляющие втулки клапанов.

Если стержень клапана больше или меньше, стандартно применяющихся 8 мм, то оправка должна быть заменена на большую или меньшую(7мм или 9мм). Так как в противном случае, при замене сальников клапанов можно повредить вулканизацию резиновой части сальника к металлу, что сделает его непригодным к установке.

Читайте также: Ремонт двигателя